Искусство свободы
У большой и великой страны должно быть большое и великое литературное наследие. Совместно с Infiniti мы говорим о памятных местах русских писателей, составляем рейтинг книг и календарь литературных событий, а еще общаемся с известными людьми.
Интервью

«Я рада, что мой пример помог сделать образ ведущих новостей более ярким и интересным»


Ведущая телеканала «Культура» Татьяна Геворкян рассказала «РБК Стиль» о том, как жизнь в экзотических странах влияет на предпочтения в одежде и как она боролась с засильем темных пиджаков в эфире российских телеканалов.  

Вы провели практически все детство в экзотических странах — Йемен, Индия. Это как-то повлияло на ваши представления о стиле, на вкусы в одежде?

Т.Г.: Да, в пять лет я впервые прилетела в Йемен и помню, первое, что меня  поразило в аэропорту, — как там были одеты мужчины. Я начала кричать: «Мама, папа, смотрите, дяди в юбках!» Родители тут же объяснили, что это фута (разновидность мужского саронга), что это другая культура, здесь люди одеваются по-другому, а пальцем на других показывают только малообразованные люди.

Потом я увидела, как одеваются арабские женщины, и поняла, как сильно культура костюма может отличаться в разных странах. Благодаря возможности путешествовать я достаточно рано поняла, что одежда — это не просто способ самовыражения, это еще и трансляция обычаев, культурных и религиозных  ценностей. В Индии я обитала уже в подростковом возрасте, и, как и всем тинейджерам, мне хотелось одеваться круто, модно и ярко. И таких возможностей там было гораздо больше, чем в нашей стране, — и это тоже сыграло свою роль в расширении моего стилевого диапазона. Правда, муж иногда до последнего не верит, что я собираюсь выйти на улицу, например, в шубе из пышной голубой ламы, строгой юбке и кроссовках. Ему кажется, что я его разыгрываю, потому что, по его мнению, адекватные люди так не одеваются. А я себя чувствую комфортно и уютно. Для меня более загадочные существа — женщины, которые летают на шпильках в самолетах, но я никогда не показываю ни на кого пальцем, потому что хорошо усвоила йеменский урок.

Как я понимаю, именно в Индии вы впервые увидели MTV. Это стало толчком к будущей карьере на телевидении? 

Т.Г.: В детстве я была преданным зрителем MTV. Там все были классные, модные и отвязные. Плюс красивые ролики, симпатичные парни и уверенные в себе девушки. Хотелось быть причастной ко всему этому, но карьера певицы или ведущей меня не привлекала. Я мечтала стать режиссером, снимать клипы и межпрограммные ролики, и вообще хотелось просто делать такой классный канал. Наверное, уже тогда у меня включился курс на телевидение.

Но, поскольку любовь к кино была все-таки более продолжительной, я отправилась учиться во ВГИК на кинокритика. Диплом получила, но поняла, что не готова ограничиваться лишь одним кинематографом, а хочу рассказывать людям еще и о музыке, моде, путешествиях и многих других вещах. И как-то неожиданно к запуску канала MTV в России я оказалась в нужном месте в нужное время. 

Выходит, MTV в Индии произвело на вас большее впечатление, чем куда более масштабный Болливуд? 

Т.Г.: Я никогда не любила массовое индийское кино — для меня оно было слишком попсовым. Мюзиклы я и по сей день не очень воспринимаю. У нас вокруг дома было полно видеотек, и я смотрела американское и европейское кино в огромном количестве — иногда по 2-3 фильма за вечер. К тому же у нас дома были все новинки российского кино, а в подвале был оборудован кинотеатр с огромной коллекцией русской классики. На фоне такого киноизобилия индийское кино терялось.

А в России на тот момент был пик популярности индийских фильмов, особенно в провинциальных городах. У нас ведь был долгий период, когда позитивное кино и мюзиклы не снимали, было много серьезного кино и чернухи, а зрителям хотелось хоть на экране увидеть яркие краски жизни. Да и хорошего иностранного кино в прокате было немного. Индийское кино было всегда самым идеологически безопасным для нашей страны, его было много. Для меня это некий символ железного занавеса.

На самом деле в мире много талантливых индийских кинематографистов. Мой папа близко дружил с семьей Капуров, и, конечно, Радж Капур — это культовая фигура в индийском кино и по сей день. А фильмы режиссеров индийского происхождения Миры Наир и Найта Шамальяна я вообще стараюсь не пропускать.

 

Вы работали на стилистически достаточно разных телеканалах — MTV, а теперь вот «Культура». Не тяжело дался этот переход?

Т.Г.: У меня все-таки был промежуток между работой на этих каналах, так что никаких сложностей не возникло. И потом все идет от нашего внутреннего состояния — я могу работать в разной стилистике, но мне в данный момент должно быть комфортно в этом образе. Поэтому мне никогда не приходилось себя ломать. В работе я всегда делаю то, что хочу. Несколько лет назад на «Культуре» всех ведущих одевали очень консервативно и однообразно. Был период, когда ведущая без пиджака не могла появиться в эфире. И это, конечно, был пиджак далеко не Stella McCartney. Цветовая гамма тоже была ограничена.

Вместе со стилистами мы постарались сделать образ ведущего новостей ярче, интереснее. Есть, конечно, определенные ограничения — у нас есть студия, и в ее рамках нужно выглядеть органично. Не все цвета, фактуры и формы одинаково хороши. Но диапазон для экспериментов все равно широк.  

И самое приятное, что за нами потом потянулись остальные — руководству других программ на ВГТРК, в том числе и новостных, нравились наши образы, они приглашали наших стилистов для обмена опытом и в качестве примеров показывали мои эфирные выходы. Строгий нейтральный образ ведущего — это ведь тоже наследие нашего прошлого, ведь новости — это в какой-то степени часть пропаганды, поэтому нечего бусы на ведущей разглядывать. Наш канал не политизирован, мы рассказываем о событиях культурной жизни, о новостях из области науки и образования. Мне не надо хмурить брови и говорить обличительным тоном. Поэтому я могу позволить себе в эфире красивое платье, украшения и улыбку — я рассказываю о вечных ценностях и даю людям положительные эмоции, желание жить насыщенной и интересной жизнью и развиваться. 

А как вам в целом стилистика современного телевидения? Не хочется иногда закрыть глаза, чтобы чего-то не видеть?

Т.Г.: Честно вам скажу, времени смотреть телевизор у меня нет совсем. Желания убивать на это время тоже — еще столько книг не прочитала, фильмов не посмотрела, плюс театр и выставки. У меня общение с друзьями в сто раз интереснее всех развлекательных шоу вместе взятых. Единственный канал, который мне нравится полностью, — это «Культура». Уверена, что есть что-то еще достойное, но вечерами мы с мужем предпочитаем смотреть кино или хорошие сериалы. Я вообще не использую телевизор по назначению. Мне достаточно Apple TV. А новости я слушаю в машине по радио.

Я считаю, что функция телевидения — как раз включать мозг зрителя, показывать мир во всем его многообразии, давать новую интересную информацию, развивать, мотивировать и заряжать жизненной энергией. Но к такому телевидению большая часть общества еще не готова. 

Обучение новому — это одна из целей вашего нового проекта Opus 21 — краткосрочные образовательные курсы для занятых людей. Как возникла эта идея?

Т.Г.: Она пришла в первую очередь от собственных потребностей. Нам хотелось получать новые знания и навыки, но не было времени посещать курсы с жестким графиком. Взрослым работающим людям очень сложно регулярно посещать групповые занятия, им гораздо проще, когда расписание можно подстроить под себя лично.

И мы решили, что стоит разработать систему индивидуальных занятий с преподавателями, когда график и место для занятий согласовываются лично с клиентом. Мы нацелены прежде всего на результат, а не только на процесс. Ученику важно знать, какие знания он получит. Есть же люди, которые иностранный язык учат годами, а потом чашку кофе за границей заказать не могут. Поэтому наш клиент всегда знает, какие навыки он получит по итогам курса, будь то иностранный язык или игра на фортепьяно.

 

Я мечтала стать режиссером, снимать клипы и межпрограммные ролики, и вообще хотелось просто делать такой классный канал.

Многие наши преподаватели очень известны на профессиональном поприще. Они не профессиональные преподаватели, они профессионалы в своем деле, которые хотят делиться с другими людьми секретами своего мастерства. Между преподавателем и клиентом должны быть особые отношения. Взрослому человеку не хочется, чтобы его, как мальчишку, били смычком по пальцам за неусидчивость. Ему хочется общения, обмена опытом и радостных ощущений от собственных успехов. Если человек состоялся как успешный девелопер, а его учит играть на скрипке всемирно известный музыкант, им совершенно точно есть о чем поговорить, помимо музыки, — и это тоже хитрый расчет нашей увлекательной программы. 

А какие курсы, к слову, самые популярные?

Т.Г.: Бизнесмены  заказывают  уроки ораторского мастерства. У женщин популярны актерское мастерство, бизнес-этикет, вокал. Кто-то берет уроки для развития необходимых в работе навыков, другие предпочитают творчество для души — живопись, музыкальные инструменты. Мы планируем развивать и детское направление. У нас есть потрясающая девушка — детский преподаватель французского со своей уникальной авторской методикой, невероятно увлекательной. Дети ее обожают — три часа занятий пролетают незаметно, как веселая увлекательная игра.

Помимо индивидуальных занятий мы делаем лекции и мастер-классы для корпоративных клиентов. У нас есть много интересных программ на совершенно разные темы — от театральных постановок со знаменитыми режиссерами до лекций с известными деятелями культуры. 

 

Большой спрос на услуги со стороны людей, которые хотят научиться быть стильными? Чтобы не нанимать специального человека, подбирающего им гардероб, а уметь делать это самим?

Т.Г.: Курсы моды и стиля пользуются большим спросом. Но очень часто люди обращаются к нашим преподавателям по стилю и моде как раз с просьбой помочь им подобрать гардероб. Потому что у людей, которые зарабатывают хорошие деньги, не всегда есть время пойти и потратить что-то на свой внешний вид. Их ритм жизни не дает такой возможности. А необходимость существует — деловые встречи, обеды и ужины, вечерние мероприятия, официальные встречи. И везде свой дресс-код, который нужно соблюдать. Бывает, что женщина едет по работе в страну с другой культурой в одежде, например на Ближний Восток, там ей надо проводить ряд встреч и посещать мероприятия. И здесь, конечно, работа стилиста очень востребована. Это вовсе не значит, что нужно идти в магазин и делать грандиозный шопинг. Хороший стилист как раз извлечет из вашего гардероба необходимые вещи и лишь дополнит их какими-то минимально необходимыми покупками. Задача стилиста — не загрузить ваш гардероб, а, наоборот, разгрузить его. Сделать его простым и удобным в использовании, что сэкономит время и силы.

То есть воспитать вкус и чувство стиля за короткий промежуток времени все-таки невозможно?

Т.Г.: А нужно ли? Мы же не пытаемся сами делать ремонт в своей квартире, а нанимаем для этого специалистов. Стилист — это профессия, которая давно вышла из мира театра, кино и телевидения и шагнула в нашу повседневную жизнь. И занятым людям стилисты очень сильно экономят силы и время. Иметь хороший вкус — это здорово, наверное, его даже можно воспитать. Но поверьте мне, даже люди с безупречным чувством моды, которых вы часто видите на экране, обращаются к стилистам. Это экономит время и дает  возможность более плодотворно заниматься своей работой. Стилист — это как дешифратор: скажите ему, какой месседж вы хотите транслировать окружающему миру, и он выполнит задачу за вас.

Текст: Виктор Дятликович
​Фото: Светлана Прудникова


Программа

Татьяна Геворкян в программе "Искусство свободы"


Искушает скоростью.
Покоряет интеллектом.
Infiniti Q50
Записаться на тест-драйв
  • Маршруты
    20 лучших литературных мест России

    Елецкий музей Бунина
    Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова в Архангельской области
    Усадьба Пушкина в Михайловском
    Усадьба Тургенева в Спасском-Лутовиновом
  • Календарь
    Год литературы: что посмотреть и куда пойти

    «Шукшинские дни на Алтае»
    Выставка «Неповторимый почерк эпохи»
    Форум «Литературная Евразия»
    Выставка «Россия читающая»
  • Книги
    10 бестселлеров

    Саша Филипенко. «Замыслы»
    Татьяна Толстая. «Девушка в цвету»
    Дина Рубина. «Русская канарейка»
    Фредерик Бегбедер. «Уна и Сэлинджер»
  • Москва писательская
    10 знаковых литературных мест столицы

    Усадьба Льва Толстого в Хамовниках
    Хитровка Гиляровского
    Юсуповский дворец
    Дом Ростовых на Поварской